ЛФК

ЛФК. Общая информация

Программа ЛФК представляет собой  годовой курс лечения и обучения. Режим проведения – 3 часа в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
развернуть

В начале учебного года, после углубленного медицинского осмотра детей, методистом ЛФК на каждого ребёнка составляется карточка учёта функционального лечения по ЛФК, которая передаётся учителю. В ней указываются данные ортопедического осмотра, возрастные особенности, корригирующая лечебная поза, результаты функциональных проб. Учитель на основании этих данных составляет индивидуальные комплексы специальных упражнений. 

Правильно подобранные специальные корригирующие упражнения выравнивают нефиксированные кривизны позвоночника, вовлекая в напряжение расслабленные мышцы на выпуклой стороне и растягивая их на вогнутой стороне сколиоза. Благодаря таким упражнениям восстанавливается эластичность измененных связок, а также подвижность в межпозвоночных суставах.

Упражнения должны быть точными (соответствовать принципам коррекции), щадящими, с постепенной дозировкой силы, с учётом общей подготовки больного и общего состояния здоровья.

При сколиозе запрещаются следующие упражнения: прыжки, подскоки, висы, наклоны в стороны, резкие рывки руками, а также упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника, развивающие гибкость, связанные с ношением тяжестей, вращением тазом, туловищем, раскачиванием.

ЛФК как ведущий метод коррекции сколиоза показана при всех степенях тяжести болезни. Занятия проводятся в группах не более 10 человек.

Физическая нагрузка, предлагаемая на занятиях, должна носить оздоровительный характер, для этого при разучивании и выполнении комплексов лечебных упражнений учитываются основные принципы:

  • обучать выполнению лечебных упражнений с формированием правильных исходных положений, установки линии плеч, таза, положения головы;
  • разучивать выполняемые движения с определённой амплитудой в согласовании с методами дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное);
  • выполнять упражнения с максимальными напряжениями и расслаблениями, руководствуясь индивидуальными способностями и подходом к каждому занимающемуся с учётом его физической работоспособности и топографии функций различных групп мышц;
  • научить каждого занимающегося определению пульса до занятий, во время нагрузки, после восстановления и умению контролировать своё самочувствие;
  • повышать нагрузку постепенно, без перенапряжения, осуществляя контроль за самочувствием учащихся;
  • рекомендовать учащимся наиболее оптимальные виды нагрузок по темпу, интенсивности, длительности и повторяемости.

Для успешного прохождения адаптации в подготовительном периоде первой четверти  (в сентябре) занятия проводятся без применения отягощений и сопротивлений, т.е. используется комплекс симметричных корригирующих упражнений без предметов, пока не будет достигнута достаточная тренированность (адаптация) организма. Физические упражнения после периода адаптации выполняются с лёгкими предметами и снарядами (резиновые мячи, кистевые эспандеры, массажёры, гимнастические палки и т.д.). В основном периоде для увеличения нагрузки используются отягощения, гантели (0,5кг), в 6 – 9 классах  − «круговая тренировка», занятия на тренажёрах. 

Физическая нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возрасту, полу и уровню физического развития учащихся. Ориентировкой в определении физической нагрузки служат такие показатели, как подсчёт пульса в начале урока, в средине и в конце, а также визуальные признаки утомления.

Максимальная, предельно допустимая ЧСС у здорового человека может быть определена по формуле: 220 ударов в мин минус возраст в годах, а у больного – 190 ударов в мин минус возраст в годах. ЧСС при нагрузках средней интенсивности колеблется от 120 – 130 до 150 – 160 ударов в 1 минуту. При пульсе до 120 ударов в 1 минуту физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности, а при увеличении ЧСС более 160 ударов в 1 минуту − выше средней интенсивности. При учащении пульса до 170 – 180 ударов нагрузка достигает субмаксимальной и максимальной  интенсивности.

В каникулярное время ребенку рекомендуется самостоятельно заниматься ЛФК в рамках освоенных на уроках упражнений.  

свернуть

ЛФК. Занятия на дому

Каникулярное время подразумевает отдых от учебных занятий. Однако это не значит, что и процесс лечения необходимо поставить на паузу.
развернуть

Поэтому на каникулах особое внимание следует уделить соблюдению ортопедического режима и выполнению некоторых медицинских рекомендаций. В частности, заниматься обязательно ЛФК не менее трех раз в неделю. Оптимальным считается выполнение упражнений, освоенных на уроках. Если это в силу определенных причин невозможно, рекомендуется заниматься по общим схемам. 

Посмотреть план урока по лечебной физкультуре для учащихся 3 – 5 классов

Посмотреть план урока по лечебной физкультуре для учащихся 6 – 9 классов

Для примера вы можете использовать видеоуроки на нашем ютуб-канале МГСШИ Могилев.

Этот видеоурок представляет собой универсальный комплекс, который подойдет всем независимо от типа и степени заболевания. Главное условие - упражнения нужно выполнять без использования инвентаря.

Этот комплекс с гантелями и надувными шариками подойдет для всех младших школьников независимо от степени сколиоза, а также для старших (6 и выше классы) с первой и второй (до 25 градусов) степенью.

свернуть