Неделя русского языка и литературы

11.05.2022

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы была проведена учителем Лукьяновой М.А. с 04.05.2022 г. по 10.05.2022 г. Мероприятия соответствовали возрастным особенностям и интересам учащихся. Предметная неделя предусматривала использование современных образовательных технологий: игровой деятельности, информационно – компьютерной, критического мышления, активных и интерактивных методов обучения. При проведении учитывались возрастные особенности школьников, их интересы  и пожелания, индивидуальные склонности и способности. Предметная неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.

Предметная неделя прошла под девизом «Мы этой памяти верны»

и была приурочена 77-й годовщине Победы в Великой отечественной войне и Году исторической памяти.

Цель: повышение интереса учеников к предметам «Русский язык» и Русская литература», формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний.

Задачи предметной недели:

-сохранение и укрепление памяти о Великой Отечественной войне, стимулирование интереса учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;

-формирование чувства национальной гордости и достоинства, высокого патриотического сознания, формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к историческому прошлому страны;

-развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности каждого ребёнка;

-стимулирование интереса обучающихся и педагогов к освоению информационных технологий, активных и интерактивных, проектных методов деятельности;

-развитие у обучающихся творческих способностей;

-формирование информационной и учебно-познавательной компетенций.

ДАТА МЕРОПРИЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННЫЙ

04.05.2022

СРЕДА

Открытие недели.

 

Выставка книг

 

Выставка памяти писателей - фронтовиков «Звезды, прошедшие через ужасы войны»

Открытый урок русской литературы в 9 классе. «Женщина на войне в повести «А зори здесь тихие…». Образы девушек-зенитчиц».

Общешкольный конкурс чтецов «Подвигу жить в сердцах»

Лукьянова М.А.

10.05

Лукьянова М.А.

Королькова А.И.

Фойе1 этажа

 

 

Лукьянова М.А.

09.10 (кабинет русского языка и литературы)

12.45 (актовый зал)

05.05.2022

ЧЕТВЕРГ

Межпредметный интегрированный творческий проект «Эхо войны и память сердца»

Выставка иллюстраций к литературным произведениям о войне «В сердцах и книгах память о войне»

Лукьянова М.А.

(кабинет русского языка и литературы)

Фойе 1 этажа

06.05.2022

ПЯТНИЦА
Проект «Могилев в годы Великой Отечественной войны»

Лукьянова М.А.

Фойе 1 этажа

10.05.2022

ВТОРНИК

Подведение итогов

Закрытие недели

Лукьянова М.А.

10.05

План утверждался  за неделю до начала проведения Недели. За месяц началась подготовка ко всем мероприятиям, были объявлены темы творческих работ, конкурсов, проектов. В качестве  членов  жюри  привлекались   администрация  школы  и  учителя-предметники,  которые  показали  себя беспристрастными и справедливыми судьями.

В ходе предметной недели получила своё развитие  тема методического объединения учителей-предметников ««Совершенствование профессиональной компетентности учителей-предметников по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе» и тема по обобщению опыта учителя русского языка и литературы Лукьяновой М.А. «Активные и интерактивные методы обучения».

Формы проводимых внеклассных мероприятий отличались разнообразием и насыщены по содержанию.

Все внеклассные мероприятия проходили при активном участии учащихся 3-9 классов. Стоит отметить активное участие учащихся 7-го класса (кл.рук.Слонимская М.С.), 5-го класса (кл.рук. Гладкова О.В.), а также учителя математики Свиридовой Л.С. которые оказали большую помощь в организации и проведении конкурса чтецов. Учащиеся 7-го класса (кл.рук. Слонимская М.С.), 9-го класса (кл.рук. Свиридова Л.С.) помогали при оформлении школы к предметной неделе, активно участвовали в подготовке проектов и выставок.

4 мая  состоялось открытие недели, где учащиеся были ознакомлены с планом проведения предметной недели.

В холле 1 этажа при участии библиотекаря Корольковой А.И.  была организована выставка книг о Великой Отечественной войне.

Учителем Лукьяновой М.А. проведен открытый урок русской литературы в 9 классе на тему: «Женщина на войне в повести «А зори здесь тихие…». Образы девушек-зенитчиц». На уроке учитель продемонстрировал умение предельно чётко, компактно и сжато отбирать учебный материал, структурировать урок и деятельность учащихся по новым технологиям. Использование интерактивных методов позволило учащимся проявить самостоятельность и творчество на уроке.

Учащиеся  попытались проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для 15-летних Великая Отечественная война - далёкая история. Девятиклассники поразмышляли о поведении героев, проследили, как автор в своём произведении решает проблему – женщина на войне, о чём заставляет задуматься это произведение.

Урок был посвящен памяти погибших женщин.

"Чтобы помнили..." Именно этой фразой урок начался и закончился.

Пять девушек, которые любили жизнь, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…». Они погибли, но победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

  

Учащиеся  на уроке выполняли новую, более активную и значимую для самих себя роль, повышающую их самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника и текста.

 

Учитель использовала частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные средства. Широко использовались также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, индивидуальная.

 

Обучающиеся развивали навык работы с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить на уроке небольшие сообщения, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. На уроке  использовались учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, иллюстративные материалы, мультимедиа.

 

На данном уроке была создана атмосфера сотрудничества. Ребята не перебивали друг друга, поддерживали и дополняли друг друга. Все учащиеся были задействованы на уроке, все были включены в деятельность.

Следует отметить, что урок русской языков разрабатывался с использованием активных и интерактивных методов, целью которых является научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.  Урок был ориентирован на воспитание уважительного отношения к духовным ценностям, патриотическому и культурному наследию.

    

После уроков учащиеся 3-9 классов приняли участие в общешкольном конкурсе чтецов «Подвигу жить в сердцах».

  

Целями и задачами мероприятия стали развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни людей в годы войны; воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, уважения к бессмертному воинскому подвигу; выявление и поощрение талантливых учащихся; обучение выразительному чтению, актёрскому мастерству;  повышение интереса к выразительному чтению художественных произведений.

В ходе подготовки к конкурсу учащиеся самостоятельно  подбирали  эмоционально насыщенный стихотворный материал с учётом возраста, уже под отобранный материал создавался сценарий проведения конкурса.

На мероприятии использованы материалы кинохроники военных лет, музыкальные видеоклипы с субтитрами. Оборудованием для конкурса также послужила компьютерная презентация.

 

  

 

 

Каждое выступление сопровождалось аплодисментами: дети активно поддерживали каждого чтеца.

5 мая.  Состоялась защита творческого проекта «Эхо войны и память сердца». Защита подводила итоги работы над проектом учащихся «ВОВ в истории моей семьи».

Ребята достойно рассказали о своих родственниках, участниках ВОВ.

Они по крупицам собирали сведения о них, выпустили плакаты о своих родных – прадедушках и прабабушках – участниках войны, подготовили доклады о них, принесли предметы быта, вооружения, одежды военного времени. Учащиеся прониклись событиями из истории своих семей, получили огромный патриотический заряд. Они с удовольствием оформляли выставку, используя собранные материалы, фотографии, наградные документы своих родных.

Многие впервые узнали о том, что их прадедушки и прабабушки были участниками ВОВ, тружениками тыла и имеют награды.

Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они – писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство. Творческое поколение, рожденное войной Писатели-фронтовики – это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Из материалов выставки памяти писателей - фронтовиков «Звезды, прошедшие через ужасы войны» ребята узнали об этом поколении героев.

Учащиеся показали свое восприятие литературных произведений, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, приняв участие в выставке иллюстраций к литературным произведениям о войне «В сердцах и книгах память о войне». Огромная благодарность учащимся Галиновской Ксении (9кл.), Воропаевой Екатерине (9 кл.), Толсташовой Яне (6 кл.).

В рамках проекта «Могилев в годы Великой Отечественной войны», посвященного 77-летию Великой Победы и юбилею родного города Могилева, организована фотовыставка.

В ходе недели ежедневно обновлялась информация на стендах в вестибюле школы, созданы коллажи.

Таким образом, русского языка и литературы прошла плодотворно и  интересно. Совместный труд школьников, педагогов, родителей способствовал формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров подростков. Практическая значимость состоявшейся предметной недели заключается ещё и в том, что у её участников появились уникальные знания о военном периоде в истории страны и города, усилилась позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей вошло более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов.

Разнообразная работа по патриотическому воспитанию, проводимая в рамках предметной недели, позволила не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыла значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.