Не стесняйтесь говорить о проблемах

06.10.2020

Первый учебный месяц - самый сложный для санаторной школы. Педагоги называют этот период адаптационным. Школьникам нужно привыкнуть к незнакомому коллективу и новому образу жизни, принять друг друга, взрослым - помочь "новобранцам" и выстроить с ними алгоритм взаимоотношений. С какими проблемами на этапе знакомства сталкивается санаторная школа и как их решает? Об этом мы спросили педагога-психолога МГСШИ Валентину Михайловну Зайцеву.

- C каким звеном Вам как психологу  сложнее работать в период адаптации?

- Я бы не сказала, что сложнее, но традиционно гораздо больше внимания нужно уделять 5 классу. Это и понятно почему: школьники переходят из начального звена в среднее. У детей был один учитель, сейчас - разные преподаватели. К тому же, совершенно новый класс, новые условия  и обучения, и проживания.

- И ортопедический режим...

- Это еще одна непростая задача, которую традиционно нужно решать в максимально короткие сроки. Сотрудники школы-интерната должны не только познакомить детей с особенностями ортопедического режима. Гораздо сложнее - мотивировать школьников, настраивая их на необходимость четкого и беспрекословного выполнения требований такого режима.  Детям трудно осознать то, что и зарядка, и физкультминутки во время уроков, и положение на кушетке на занятиях, и дневная разгрузка позвоночника - все это имеет серьезное влияние на конечный результат лечения, поэтому чаще всего и относятся к ним как к необязательным элементам. Перестроить такое отношение - задача медиков вместе с педагогами и, конечно же, родителями. Коррекция сколиоза будет успешна только тогда, когда все мы объединим усилия.   

- А родители готовы объединять усилия с врачами и педагогами?

- В основном, да, готовы. Если и есть какие-то моменты недопонимания в отношениях с родителями, мы их стараемся быстро разрешать. Я всегда прошу родителей при возникновении спорных ситуаций выслушать позицию ребенка, потом - другую сторону, и только после этого давать свои оценочные суждения.  Очень важно, чтобы участники образовательного процесса - родители и педагоги - соблюдали единство требований. Например, вот мы уже затронули ортопедический режим. Санаторная школа приучает школьника утром делать определенный комплекс упражнений. Родители забрали ребенка на выходные или на каникулы, они его жалеют, думают, что зарядку можно и отменить, пусть лучше ребенок еще немного поспит. В результате страдает лечение. В таких педагогических упущениях всегда в проигрыше будет объект воспитания, т.е. ребенок. Примерно то же самое может быть и по всем другим проблемам, от бытовых до личностных. Поэтому я бы хотела еще раз обратиться к родителям, чтобы они не замалчивали проблемы, не стеснялись разговаривать. Путем диалога можно добиться многого. 

- Насколько сложно работать с разновозрастными группами школьников?

- В том, что дети тесно общаются не только со своими сверстниками, есть много плюсов. Старшие помогают младшим при подготовке уроков, в бытовых вопросах, при этом они понимают свою, если хотите,  нужность и значимость. К тому же, многие дети из семей, где воспитывается один ребенок. И у нас такие ребята получают уникальную возможность научиться многостороннему общению, ответственности, которая всегда предполагается в любых взаимоотношениях. И это, безусловно, им поможет в дальнейшей жизни. У нас были такие дети, которые еще в сентябре стеснялись прочесть стихи перед классом, а в марте уже выходили на сцену и выступали перед всей школой!

Более подробно о графике работы социально-психологической службы смотрите здесь.