лечение

В Могилевской санаторной школе пациентам предлагаются все известные методики лечения сколиоза, за исключением хирургической. Наша первостепенная задача  – стабилизация деформации, т.е. мы должны остановить развитие патологии, и, по возможности, добиться положительной динамики, уменьшая угол искривления. 

Лечебная физическая культура (ЛФК) является традиционным классическим  средством, обязательно рекомендуемым при сколиозе.  ЛФК назначается во всех случаях сколиоза независимо от характера и особенностей деформации позвоночника. Лечебное плавание эффективно при регулярных занятиях. Показан симметричный стиль «брасс», элементы «кроля». Кроме ЛФК и плавания, для общего развития рекомендуется ходьба на лыжах.

Комплексное консервативное лечение сколиоза включает в себя массаж и физиотерапию. Массаж проводится дифференцированный (укрепляющий на выпуклой стороне спины и расслабляющий на вогнутой) по 3-4 цикла по 10 процедур в течение года. Теплолечение (для улучшения питания нервномышечного аппарата) и электростимуляция мышц спины и живота (для их укрепления) также проводятся циклично в течение года.

Корсет Шено – один из ведущих методов лечения сколиоза. Его применение показано у растущих больных с углом основной дуги более 20°.

Корсет  Шено изготавливается индивидуально, из специальной пластмассы. Оказывает давление на область выбухания, препятствуя её росту; зоне западения соответствует специальное окошко. Максимально возможный корригирующий эффект – полное выравнивание оси позвоночника.  

Хирургическое лечение проводится на базе РНПЦТО (г. Минск). Хирургические методы коррекции показаны у больных с завершённым ростом позвоночника (тест Рисера IV-V). Может быть рекомендовано только при IV степени деформации свыше 40°. 

ЛФК

развернуть

Программа ЛФК представляет собой  годовой курс лечения и обучения. Режим проведения – 3 часа в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

В начале учебного года, после углубленного медицинского осмотра детей, методистом ЛФК на каждого ребёнка составляется карточка учёта функционального лечения по ЛФК, которая передаётся учителю. В ней указываются данные ортопедического осмотра, возрастные особенности, корригирующая лечебная поза, результаты функциональных проб. Учитель на основании этих данных составляет индивидуальные комплексы специальных упражнений. 

Правильно подобранные специальные корригирующие упражнения выравнивают нефиксированные кривизны позвоночника, вовлекая в напряжение расслабленные мышцы на выпуклой стороне и растягивая их на вогнутой стороне сколиоза. Благодаря таким упражнениям восстанавливается эластичность измененных связок, а также подвижность в межпозвоночных суставах.

Упражнения должны быть точными (соответствовать принципам коррекции), щадящими, с постепенной дозировкой силы, с учётом общей подготовки больного и общего состояния здоровья.

При сколиозе запрещаются следующие упражнения: прыжки, подскоки, висы, наклоны в стороны, резкие рывки руками, а также упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника, развивающие гибкость, связанные с ношением тяжестей, вращением тазом, туловищем, раскачиванием.

ЛФК как ведущий метод коррекции сколиоза показана при всех степенях тяжести болезни. Занятия проводятся в группах не более 10 человек.

Физическая нагрузка, предлагаемая на занятиях, должна носить оздоровительный характер, для этого при разучивании и выполнении комплексов лечебных упражнений учитываются основные принципы:

  • обучать выполнению лечебных упражнений с формированием правильных исходных положений, установки линии плеч, таза, положения головы;
  • разучивать выполняемые движения с определённой амплитудой в согласовании с методами дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное);
  • выполнять упражнения с максимальными напряжениями и расслаблениями, руководствуясь индивидуальными способностями и подходом к каждому занимающемуся с учётом его физической работоспособности и топографии функций различных групп мышц;
  • научить каждого занимающегося определению пульса до занятий, во время нагрузки, после восстановления и умению контролировать своё самочувствие;
  • повышать нагрузку постепенно, без перенапряжения, осуществляя контроль за самочувствием учащихся;
  • рекомендовать учащимся наиболее оптимальные виды нагрузок по темпу, интенсивности, длительности и повторяемости.

Для успешного прохождения адаптации в подготовительном периоде первой четверти  (в сентябре) занятия проводятся без применения отягощений и сопротивлений, т.е. используется комплекс симметричных корригирующих упражнений без предметов, пока не будет достигнута достаточная тренированность (адаптация) организма. Физические упражнения после периода адаптации выполняются с лёгкими предметами и снарядами (резиновые мячи, кистевые эспандеры, массажёры, гимнастические палки и т.д.). В основном периоде для увеличения нагрузки используются отягощения, гантели (0,5кг), в 6 – 9 классах  − «круговая тренировка», занятия на тренажёрах. 

Физическая нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возрасту, полу и уровню физического развития учащихся. Ориентировкой в определении физической нагрузки служат такие показатели, как подсчёт пульса в начале урока, в средине и в конце, а также визуальные признаки утомления.

Максимальная, предельно допустимая ЧСС у здорового человека может быть определена по формуле: 220 ударов в мин минус возраст в годах, а у больного – 190 ударов в мин минус возраст в годах. ЧСС при нагрузках средней интенсивности колеблется от 120 – 130 до 150 – 160 ударов в 1 минуту. При пульсе до 120 ударов в 1 минуту физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности, а при увеличении ЧСС более 160 ударов в 1 минуту − выше средней интенсивности. При учащении пульса до 170 – 180 ударов нагрузка достигает субмаксимальной и максимальной  интенсивности.

В каникулярное время ребенку рекомендуется самостоятельно заниматься ЛФК в рамках освоенных на уроках упражнений.  

свернуть

корсетотерапия

развернуть
Для учащихся МГСШИ корсет изготавливается бесплатно. Целесообразность его назначения определяет врач. Кроме того, сама корсетотерапия должна проходить под строгим медицинским контролем. Необходимо помнить, что корсет – это не пассивное, а активное вспомогательное средство, которое предполагает обязательное участие пациента. Корсетотерапия проходит до полного окостенения позвоночника школьника.
 
Правила использования
Под корсетом следует носить нижнюю сорочку с короткими рукавами. Не должно быть швов в тех местах, где оказывается давление. Сорочка должна покрывать ягодицы. Необходимо осуществлять регулярный уход за телом, чтобы не возникало каких-либо проблем с кожей.
При использовании корсета необходимо:
* избегать слишком интенсивных нагрузок при ходьбе, беге, прыгании;
* исключить поднятие тяжестей (не выше 5 кг в две руки);
* следить за правильностью режима дыхания;
* регулярно проверять состояние кожи, особенно в участках давящих пелотов;
* при ощущениях каких-либо дополнительных неудобств в корсете сразу обратиться к лечащему врачу-специалисту.
 
Адаптация к корсету
1-й день. Корсет носят в течение дня по 2 часа с перерывом в один час. При этом не следует для привыкания застегивать корсет слишком туго. Каждый раз после снятия корсета следует осмотреть кожу. Все покрасневшие участки протереть спиртосодержащим раствором. Перед одеванием корсета проследить, чтобы кожа была сухой. На ночь корсет не одевается.
 
2-й день. Корсет носят по три часа с перерывом в один час. Осуществляется контроль за кожей. На ночь корсет не одевается.
 
3-й день. Корсет носят по четыре-пять часов с перерывом в один час. Пробуют одеть на ночь на четыре-пять часов.
 
4-й день. Следует попробовать носить корсет практически весь день, снимая только по необходимости. Также следить за кожей. Ночью спать в корсете.
 
5-7-й день. Продолжать носить корсет практически в течение всего дня, снимая только по необходимости. Ночью спать в корсете.
 
По истечении недели следует посетить врачей-специалистов для оценки состояния адаптации и получения дальнейших рекомендаций.
 
Корсет может сниматься
При проведении туалетных процедур и при дополнительно назначенных занятиях лечебной гимнастикой без корсета, а также для проведения стимулирующих физиопроцедур. Необходимо помнить, что пациент должен находиться в корсете максимально длительный срок.
Общее суточное правило ношения корсета таково: 4 часа без корсета и 20 часов в корсете. При этом "4 часа без корсета" должны быть в течение суток разбиты на 4 части (как часовые перерывы), а не объединяться в один 4-часовой блок. 
свернуть